Как правильно застраховать груз и как получить страховку


Страхование груза — один из наиболее эффективных способов снижения рисков при перевозках. Однако многие предприятия, стремясь сэкономить, отказываются от страхования грузов, надеясь, что “все обойдется”. Практика показывает, что такая экономия рискованна, так как при повреждении или гибели груза убытки могут составить весьма существенную сумму. Поскольку финансовый директор особенно заинтересован в минимизации возможных финансовых потерь, он должен четко представлять себе, от каких рисков следует застраховать перевозимый груз и какие нюансы при этом нужно учесть.

На что обратить внимание при страховании грузов

Решение о заключении договора страхования груза компания может принять в любой момент до начала его перевозки. Условия страхования зависят от типа груза, маршрута перевозки и т. д. Основной документ, в котором определяются эти условия, — договор со страховой компанией.

Типы договоров

Каждая страховая компания действует на основании лицензии, выданной государством, и специального документа — правил страхования, которые составляются самой компанией. В правилах описываются типы договоров страхования, которые заключает компания, перечень страхуемых рисков по каждому из типов договора, а также порядок возмещения убытков страхователю. У большинства страховых компаний эти документы схожи, поскольку основаны на Правилах перевозки грузов, разработанных Институтом лондонских страховщиков (ICC — Institute Cargo Clauses)*. Мощная газель грузоперевозки Москва пригодися вам в любое время. При перевозке грузов по территории России в договорах обычно используются термины правил страховой компании, а при перевозке с пересечением границы — термины ICC, чтобы не возникало проблем с иностранными контрагентами. Типы страховых договоров различаются между собой только перечнем страхуемых рисков:

“с ответственностью за все риски”: страховщик несет ответственность за убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, произошедшие по любой причине, кроме случаев, оговоренных в правилах страховой компании;

“с ответственностью за частную аварию”: на страховую компанию возлагается обязанность по оплате убытков от повреждения или полной гибели всего или части груза, случившихся в результате стихийных бедствий или столкновения транспортных средств, а также при пропаже судна без вести. Некоторые компании включают в этот договор и риск кражи (хищения) всего или части груза;

“без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения”: страховщик отвечает за убытки в результате гибели всего или части груза, причиненные стихийными бедствиями, а также убытки от аварий и пропажи транспортного средства без вести (например, если мешки с мукой смоет с палубы во время шторма, то страховка будет выплачена, а если мука отсыреет, то нет).

Помимо перечисленных основных типов договоров страховые компании могут заключать контракты на страхование сопутствующих рисков, например ущерб, который может возникнуть в связи тем, что из-за политических или иных событий за время перевозки груза его стоимость изменится или товар не будет поставлен вовсе. Правда, страховая премия при заключении таких договоров довольно высока.

Пример 1

Компания заключила с поставщиком контракт на покупку мазута со 100-процентной предоплатой за 4 цистерны по 40 тонн. Договором предусматривалась поставка товара в течение месяца после предоплаты, в противном случае деньги должны быть возвращены. Так как все риски при перевозке возлагались на компанию-покупателя, она обратилась в страховую компанию с просьбой застраховать груз, а также предпринимательский риск, то есть риск того, что поставщик не выполнит свои обязательства. Страховая компания застраховала и предпринимательский риск, и ожидаемую прибыль компании. Страховая премия составила 2% от стоимости груза**. Такой значительный размер страховой премии был обусловлен тем, что помимо риска по грузу (0,5%) учитывался коммерческий риск, тарифы по которому составляют, как правило, 1,5-10%. Поскольку в случае возникновения убытков по этой сделке вероятность взыскания средств с виновного была высокой, тариф по коммерческому риску установили в размере 1,5%.

В результате компания-поставщик все же нарушила условия контракта: вместо 4 вагонов по 40 тонн в каждом отправила 2 вагона по 60 тонн. Таким образом, 40 тонн не были поставлены. Компания сослалась на то, что железнодорожные службы не предоставили соответствующую тару. Покупатели отправили претензии страховщику и поставщику, а страховая компания в свою очередь изъявила готовность требовать деньги с компании-поставщика через суд. В итоге деньги (предоплата за недопоставленный мазут) были возвращены компании-покупателю без судебного разбирательства. Кроме того, эта компания (выгодоприобретатель) получила страховку в части договора, относящейся к недополученной ожидаемой прибыли. (По данным страховой компании “Энергогарант”.)

Оставить комментарий